Турецкие и корейские сериалы были закуплены в большом количестве онлайн-платформами.
Но не оправдали вложенных в них средств и надежд продюсеров: лишь очень небольшой процент зрителей выбирает их для просмотра.
Онлайн-кинотеатры сейчас работают в тесной связке с телеканалами: там обкатываются многие проекты, которые потом переходят на ТВ. В первую очередь проверяется зрительский спрос на фильмы и сериалы.
После того как прекратились контакты с голливудскими студиями, продюсеры обратили свой взор на кинопродукцию из Турции и Южной Кореи. Ведь, например, турецкая мелодрама «Постучись в мою дверь» и корейский сериал «Игра в кальмара» попали в разряд мировых сенсаций. Российский зритель тоже на них подсел. Неудивительно, что онлайн-платформы забили свои библиотеки другими многосерийками из тех же стран. И стали ждать рекордных просмотров… Однако турецкими сериалами заинтересовалось лишь 8 процентов зрителей, а корейские собрали всего 3,2 процента от общего числа пользователей. По итогам прошлого года стало понятно, что 97 процентов россиян интересовались прежде всего российскими фильмами и сериалами. И всего 47 процентов выбирали зарубежный контент, в общей массе которого доля турецких и корейских проектов оказалась ничтожно мала. Получается, что деньги, потраченные на них, оказались выкинуты на ветер?
— Это вообще опасно: покупать фильмы и сериалы другой ментальности, — считает киновед Александр Шпагин. — Зрителям это может зайти, а может вызвать отторжение. В советское время, например, очень зашел индийский кинематограф. Но он восполнял те потребности, которые народ не мог получить в нашем кино. То есть фильмы с резкими мелодраматическими страстями. Если бы такие картины делались тогда на отечественном материале, то никто бы эту Индию не смотрел. А такие фильмы стали делать уже в новой России. Поэтому все попытки сделать канал индийского кино проваливались. Три или четыре раза пытались сделать такой канал — и он мгновенно схлопывался. Почему? Потому что российский зритель уже насытился подобными страстями на нашей отечественной почве. И смотреть страсти, которые разворачиваются на чужеродном материале, стало неинтересно.
Что касается азиатских, прежде всего корейских фильмов, то какие из них могут зайти? Только очень зрелищные! И скорее всего, боевики. Но сериалы-то редко бывают зрелищными. Поэтому если продюсеры купили всего и много, то они явно перестарались. И просчитались.
Из турецких сериалов у нас за всю советскую историю был очень популярен только один — «Королек — птичка певчая», а за всю российскую историю — «Великолепный век». В целом к турецким сериалам у нас всегда относились прохладно. Это напоминает ситуацию, когда народ смотрел мексиканские и бразильские сериалы. Один пришелся по вкусу, другой… А потом интерес пропал. Зритель переключился на американский продукт и начал смотреть «Санта-Барбару». Потом и у нас стали создавать что-то похожее. И мексиканские сериалы ушли в прошлое. Поэтому всплеск интереса к одному или двум иностранным проектам не стоило бы расценивать как руководство к действию. Закупить ворох турецких и корейских сериалов — это то же самое, что взять и закупить ворох мексиканских, памятуя об успехе «Богатые тоже плачут». Безумству храбрых поем мы песню…