Министерство просвещения направило в Минкультуры новый список тем, рекомендуемых для кинопроизводства. На этот раз там все про достижения советской и российской науки и про выдающихся ученых.
Список по тематике «научпоп» появился не просто так, а потому что было поручение президента о «принятии мер, необходимых для обеспечения производства и проката полнометражных художественных фильмов в целях популяризации достижений российской науки и повышения престижа профессии ученого». Вот чиновники Минпросвещения и конкретизировали, что именно надо снять и почему.
Например, фильм с условным названием «Советский атомный проект» необходим не только для того, чтобы рассказать про отечественные атомные разработки, но и опровергнуть сложившееся мнение, будто успехом проекта Россия обязана иностранным ядерщикам.
В списке есть и ретроспектива, посвященная созданию и запуску первого искусственного спутника Земли. Отмечается, что фильм можно сделать приключенческим и он «мог бы показать напряженную работу, конкуренцию с США и триумфальное событие 1957 года».
Также рекомендованы к производству фильмы о советских программах по исследованию Луны (там материала на целый сериал!), про то, как готовили экспедицию на Венеру, создав для этого специальный космический аппарат, о разработке термоядерного реактора, о создании отечественной вакцины от ковида и т. д.
Отдельно идет перечень байопиков о великих ученых — Михаиле Ломоносове, Дмитрии Менделееве, Иване Павлове, Софье Ковалевской, Константине Циолковском, Илье Мечникове, Николае Вавилове и других.
Минпросвещения уже не первый раз делится с Минкультуры своими соображениями, какие фильмы надо бы снимать. До этого уже были список советских киношедевров, на которые желательно сделать ремейки, чтобы они были ближе и понятнее современному поколению, а также перечень литературных произведений для возможной экранизации. Что это, как не госзаказ, который существовал в советское время? Тогда по госзаказу были сняты такие фильмы, как «Девчата» и «Высота», для популяризации рабочих профессий, «Следствие ведут ЗнаТоКи» для повышения авторитета советской милиции, «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин» для поддержания статуса вооруженных сил, «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» для высмеивания лентяев, тунеядцев и мелких жуликов.
Однако в советское время, если ставилась задача по госзаказу, то она полностью государством оплачивалась. А сейчас Минкультуры и Фонд кино выделяют деньги по довольно загадочным критериям. Одним дают, другим не дают. А чем при этом руководствуются, не совсем понятно. Но точно не списками из Минпросвещения.
Получается, что госзаказ вроде бы есть, но отдельная статья расходов на его выполнение не предусмотрена. Зато финансируются зачастую довольно странные проекты. На это обратила внимание Мария Шукшина, которая в качестве академика Российской академии кинематографических искусств, отсматривала фильмы на соискание премии «Ника». Многие конкурсные работы были сняты при поддержке Минкультуры или Фонда кино.
— И вот я смотрю эти фильмы, где главные герои — проститутки, наркоманы, сектанты, суицидники, — рассказывает Шукшина. — Есть фильм про отчима-педофила и 14-летнюю девочку. Есть про молодых преступников. Вот, например, приведу фильм с названием «Панические атаки». Там главная героиня, молодая девушка, живет в некоем поселке Никель на границе с Норвегией. И для того чтобы осуществить свою заветную мечту — уехать из России и остаться за границей, она убивает пятерых норвежцев на территории Норвегии. Мечта ее сбывается, она остается в Норвегии в тюрьме. Профинансирован этот фильм Министерством культуры РФ!
Как так получилось? И как сделать, чтобы подобные случаи свести если не к нулю, то к минимуму?
— Должен быть госзаказ, — говорит народный артист и депутат Госдумы Николай Бурляев. — Это давно понятно и всем кинематографистам, и нашему народу, который ожидает достойных качественных фильмов о наших героях, о наших подвижниках, о наших достижениях. Государство должно понимать, что кино — это духовно-стратегическое оружие, которое формирует поколения. А у нас, к сожалению, все еще наблюдается перекос в сторону кино рыночного. Поэтому, на мой взгляд, нужен институт государственного кино, который мог бы отвечать за создание качественных фильмов, основанных на уважении к истории России и нашим духовно-нравственным ценностям.
— У нас в последние годы и так многие фильмы снимаются по государственным лекалам, — считает киновед Вячеслав Шмыров. — И надо сначала понять, что такое госзаказ, что имеется в виду. Точнее, так: кто этот заказ будет формулировать? У нас нет экспертного сообщества. Оно разрушено. Кто тогда будет заказывать? Это будут делать депутаты? Пусть они сначала свою работу хорошо делают, а потом будут учить других.