Знаменитый режиссер решил экранизировать самое эпичное произведение Льва Толстого. А следом за ним о съемках «Войны и мира» заявил другой режиссер… Так что нас ждут две новые киноверсии романа.
Киноиндустрия у нас переживает небывалый подъем: снимать стали очень много и очень быстро. Правда, свежих сценариев и идей по-прежнему не хватает. Поэтому упор идет на пересъемку советских фильмов и сказок. Но в этом сегменте варианты уже заканчиваются. А деньги-то продолжают выделять — и Фонд кино, и цифровые платформы… Например, «Яндекс» объявил о том, что в ближайшие два года потратит на фильмы, сериалы и музыку более 100 миллиардов рублей. И практически сразу после этого принадлежащий айти-гиганту «КиноПоиск» сообщил, что запускается проект экранизации «Войны и мира». А режиссером утвержден Сергей Урсуляк. Он планирует снять по роману сериал.
Урсуляк наснимал уже немало киноэпопей: «Ликвидация», «Тихий Дон», «Жизнь и судьба» и др. Неудивительно, что для съемок «Войны и мира» выбрали именно его. Однако за спиной у мэтра сразу обнаружился конкурент — Сарик Андреасян. Он тоже решил экранизировать «Войну и мир». Правда, в формате полнометражного кино. Андреасян известен тем, что снимает хайповые, чисто коммерческие проекты. И его заявление про работу над «Войной и миром», совпавшее с новостью про проект Урсуляка, скорее всего, тоже рассчитано на хайп: на это обратят внимание, может, выделят деньги. А если не выделят, то Андреасян снимет на свои (что он, кстати, часто делает), а потом отобьет их в прокате с большой прибылью. Ведь, посмотрев сериал Урсуляка, народ почти наверняка массово пойдет и в кинотеатр — глянуть «Войну и мир» Андреасяна и сравнить.
Пока нет никаких подробностей ни о первом, ни о втором проекте: когда начнутся съемки, кто будет в ролях… Но то, что их сразу аж два, — само по себе примечательно.
— Думаю, что интерес к экранизации «Войны и мира» — это все отголоски того успеха, которым отличился сериал «Идиот» Владимира Бортко, — говорит киновед Александр Шпагин. — И дальше началась волна экранизаций классики, которые оказались уже совсем не успешными. Потому что тут ведь дело не в том, насколько удачной получилась экранизация, а в том, что сам по себе роман Достоевского удачный. Это был самый коммерческий писатель своего времени. И вот сейчас, видимо, подумали: «Ну что у нас еще не снято из знаменитого? А вот «Войну и мир» давно не экранизировали!» В итоге мы получим две «Войны и мира».
Я спрашивал Урсуляка, зачем он снял «Тихий Дон», когда уже есть всеми любимый «Тихий Дон» Герасимова? И он мне по этому поводу сказал: «Да хоть сто фильмов! Пусть их будет много». Я с этим не согласен. Мне кажется, лучше брать для экранизаций другие замечательные произведения, по которым еще не снимали, например Алексея Толстого, Ильи Эренбурга и т. д.
Мне кажется, что экранизации «Войны и мира» хоть Урсуляка, хоть Андреасяна — это будет ужасно. Потому что «Война и мир» — экзистенциальный эпос, где нет сюжета как такового. Он очень сильно размыт. Там главное — не повествование, а некое чувство жизни. Но ведь именно сюжет должен лежать в основе экранизаций.
В 1960-е годы была экранизация «Войны и мира» Сергея Бондарчука, где режиссер прекрасно передал состояние войны, ощущение космоса… Там даже появилась координата Бога едва ли не впервые в советском кино. Но само повествование Бондарчук уловил плохо: у него все ходили как роботы, играли слабо. Это вообще было сделано крайне скучно.
Однако там были грандиозные сцены войны, нашествия французов. И состояние, и чувства автора удалось передать. Но в новых экранизациях этого не будет. Потому что Бондарчук ведь воплотил свое авторское прочтение романа Толстого, он сам об этом говорил. То есть все создавалось не с коммерческой целью. А то, что будут снимать сейчас, — это коммерческие проекты. «Война и мир» для этого не подходит, потому что сам Толстой не стремился к рынку как таковому. Он передавал картину мира, как ее видит. Именно поэтому там все переполнено неоднозначностью, недосказанностью. И вот их перевести в достоевщину, то есть на коммерческие рельсы, невозможно.
Думаю, что у Андреасяна получится что-то вроде его же «Онегина» — красивая олеография. А вот что получится у Урсуляка — это лучше посмотреть по готовности. Он режиссер тонкий, интересный. И вполне может захватить даже бессюжетностью…